Как сделать новогодний макияж Бабы-Яги? Как состарить лицо гримом Кому подойдет костюм Кощея

Всем хорошего дня, добро пожаловать на drawingforall! Сегодня мы расскажем вам о том, как рисовать Кощея Бессмертного, одного из основных героев русских былин и сказок.

Прототипы Кощея существуют в сказаниях почти каждого восточноевропейского народа, и каждый из этих прототипов обязательно является очень худым, злобным стариком, владеющим магией. Часто Кощей предстаёт в виде царя-тирана какого-либо реально существующего народа, либо правителя подземного царства, причём он обязательно должен быть богатым и гротескно — скупым.

Ну а иногда это просто одинокий злобный чародей, живущий в глубоком лесу или в заброшенной пещере и «чахнущий над своим златом» вместе со своим верным . Мы нарисуем знакомого нам по картинам Кощея — сутулого старика, опирающегося на посох и облачённого в мантию, а голову персонажа будет украшать корона. Итак, начинаем урок, посвящённый тому, как нарисовать Кощея !

Шаг 1

Обычно мы начинаем урок с рисованием стикмена, но комплекция нашего сегодняшнего героя такова, что почти стикменом мы и закончим. Обратите внимание на позу Кощея — очень характерной особенностью является его сутулость, которую отлично передаёт голова, втянутая в плечи, а также согнутая линия туловища — это нужно обязательно отобразить в стикмене. В итоге у нас должен получится вот такой стикмен фигуры сгорбленного, .

Шаг 2

Теперь дорисуем Кощею кисти — одна должна свисать, а вторая обхватывать посох. Кругами обозначим суставы, немного прорисуем контуры рук и туловища. Этот этап очень короткий, поэтому есть время для интересного факта — 16 ноября отмечается международный день борьбы с анорексией, утверждённый в 2005 году.

Шаг 3

Теперь набросим силуэт пояса и нижних конечностей. Кругами обозначим коленные суставы, длинными прямоугольниками — бедра и голени. Обозначаем ступни треугольниками и двигаемся далее.

Шаг 4

Облачим нашего Кощея в мантию. Пряжка этого одеяния должна располагаться под головой персонажа и немного сбоку. Не забудьте обозначить складки, которые идут от пряжки, ведь такие мелкие детали делают рисунок более реальным и естественным.

Складки ткани в совсем небольшом количестве находятся и на основной части плаща — чтобы их обозначить, потребуется нарисовать пару длинных вертикальных линий.

Также необходимо нарисовать загнутый край плаща — это добавит реалистичности. С плащом закончили, теперь нанесём разметку на овал лица (вообще это нужно делать в первых шагах, мы это сделать забыли, каемся). Набрасываем вертикальную линию лицевой симметрии и горизонтальную линию глаз, параллельно которой обозначаем короткие штрихи рта и носа. Используйте для этих действий лёгкие, едва заметные линии, практически не нажимая на .

Шаг 5

Приступаем к детальной прорисовке нашего пожилого анорексика, начиная, как всегда, с головы. Рекомендуем начать с глаз — рисуем их по намеченной в прошлом шаге линии.

Глаза должны быть обычной, миндалевидной формы, а вот брови над ними должны передавать нахмуренный, пристальный взгляд. Затем прорисуем заострённое ухо — оно будет располагаться достаточно высоко относительно глаз и носа для того, чтобы подчеркнуть наклон головы. Опускаемся чуть ниже и также по заранее намеченной линии рисуем , он должен быть длинным и крючковатым. Теперь остаётся только рот — длинная изогнутая линия, и можно переходить к короне.

Рисовать корону несложно, ведь она представляет собой обруч, от которого отходят зубцы в разные стороны. Постарайтесь, чтобы передние зубцы располагались на одинаковой расстоянии друг от друга и сохраняли одинаковую высоту. Задние должны быть короче для правильной передачи расстояния.

Шаг 6

Отлично, теперь добавим нашему Кощею возраста в виде глубоких и многочисленных морщин. Самые заметные морщины образуют круги под глазами, а одни из самых длинных проходят в области лба и виска.Также очень глубокие морщины должны обозначать носогубную складку. Этим же этапом прорисуем туловище Кощея -длинными волнистыми линиями обозначим выступающие рёбра, точкой пометим пупок. Теперь стираем все вспомогательные и направляющие линии туловища из прошлых этапов и переходим к следующему.

Шаг 7

Продолжаем рисовать Кощея , а в этом этапе займёмся его руками — обратите внимание, что они не должны быть объёмнее силуэтов из предыдущего шага, мы просто придаём им форму и намечаем еле заметные мышцы плеча и практически атрофированный бицепс.

На предплечьях рисуем по одной полоске, а вот на кисти уйдёт немного больше времени, ведь на левой нужно длинными линями обозначить сухожилия, а тремя короткими штрихами прорисовать костяшки. С правой кистью полегче — там рисуем только длинные тощие пальцы, которые должны буквально обвивать посох. Кстати говоря, не забудьте прорисовать посох и обозначить шар на его верхнем конце.

Шаг 8

Осталось немного, в этом шаге прорисуем нижнюю часть тела Кощея. Начинаем с пояса — рисуем набедренную повязку, которая, возможно, ранее была богатым одеянием, но со временем износилась и порвалась. Да уж, наш сегодняшний персонаж не очень эстетичный — если вы хотите нарисовать что-то красивое, попробуйте .

Однако вернёмся к уроку. Нарисуйте порванные края и дыры на ткани повязки, не забудьте также про складки — буквально несколько плавных линий. Теперь ноги. Стираем лишние линии из предыдущих этапов и рисуем доспехи, которые закрывают всю нижнюю часть ноги, начиная от колена.

Шаг 9

Этот этап будет совсем небольшой, здесь мы нарисуем многочисленные дыры на мантии Кощея, а также вернёмся к складкам ткани. Нанесём несколько плавных горизонтальных линий на часть мантии, которая свисает с правой руки. Обратите внимание, что линии эти в конце загибаются, окутывая плечо Кощея. Наносим пару вертикальных линий на нижнюю часть мантии и переходим к следующему шагу.

Шаг 10

Остаётся последний этап — нанесение теней. В нашем рисунке тени будут лёгкие и не очень контрастные. Основная доля теней должна приходиться на участки мантии, свисающие за руками. Вообще на всех участках плаща, кроме плеч, тени наносятся лёгкой вертикальной штриховкой. Не забудьте заштриховать места вокруг глаз, а также участки на бёдрах, куда ложиться тень от повязки.

С вами были художники сайта Drawingforall, пишите ваши пожелания относительно тем новых уроков поэтапного рисования в комментарии! Всего наилучшего!

С наступлением зимы перед родителями обычно остро стоит два вопроса: как одеть любимое чадо, чтобы оно не замерзло, и где взять для него костюм на новогодний утренник. И если с костюмом зайчика-белочки-снежинки проблем обычно не возникает, то костюм Кощея бессмертного найти не так уж просто. Но нет безвыходных ситуаций. И поэтому именно о том, как сделать костюм Кощея бессмертного своими руками и пойдет речь в нашей статье.

Мастер-класс по созданию костюма Кощея бессмертного

  1. Прежде всего, определимся с тем, что же будет собой представлять наш костюм Кощея. Обычная комплектация включает в себя брюки и футболку с нанесенным на них рисунком скелета, корону, краги, сапоги и плащ. Но самая главная часть костюма Кощея – это, конечно же, черный костюм-основа с нанесенным на него рисунком скелета.
  2. Начнем работу с изготовления «скелета». Для этого возьмем пижаму или трикотажный костюм черного цвета, фольгу серебристого цвета (можно взять обычную пищевую), ножницы и клей. Если готового костюма нет, то можно сшить штанишки и футболку из любой ткани черного цвета, или покрасить любой костюм в черный цвет.
  3. В зависимости от размеров ребенка, нарисуем на газете трафарет костей для костюма Кощея. Примерим на малыша, и если все подходим – вырежем кости из фольги. Как вариант, для костей можно использовать не фольгу, а малярный скотч, белую ткань, самоклеющуюся бумагу или даже елочную канитель.
  4. Прикрепим кости к брюкам и футболке при помощи клея или ниток. Из отрезка черной ткани сделаем плащ и обошьем его елочной канителью.
  5. Основная часть костюма Кощея готова!
  6. Другой способ нанести рисунок скелета на костюм – нарисовать его специальными красками. Делается это так: на термобумаге нарисуем трафарет костей для костюма Кощея.
  7. Вырезаем кости, оставляя нетронутой бумагу вокруг. Делать это необходимо очень аккуратно, ведь от этого зависит внешний вид всего костюма. Лучше всего воспользоваться для вырезания острым канцелярским ножом.
  8. Прикладываем получившийся трафарет к ткани-основе и вносим последние исправления.
  9. Приглаживаем наш трафарет к ткани теплым утюгом, чтобы трафарет не сдвигался во время покрасочных работ и рисунок не деформировался.
  10. Наносим на костюм краску при помощи кисточки. Как вариант, можно воспользоваться краской в баллончике или использовать для покраски обычную зубную пасту. Использовать зубную пасту стоит тем, кто хочет после праздника использовать костюм для повседневной носки. Для удаления зубной пасты с ткани костюм достаточно будет постирать вручную или в стиральной машинке.
  11. После полного высыхания краски или пасты аккуратно удаляем трафарет с ткани, стараясь не повредить рисунок.
  12. Зарисовываем мелкие огрехи, делаем контур более четким. Если есть желание – можно прорисовать детали, украсить кости блестками или стразами. Эффектен будет и костюм, нарисованный светящимися в темноте красками. В общем, пределов для проявления творческих способностей нет.
  13. Основа костюма Кощея бессмертного готова.
  14. Для полноты образа костюму Кощея необходима корона. Ее можно сделать из картона и фольги. Для этого вырежем основу из картона по обхвату головы ребенка и обклеим ее пищевой фольгой. В результате получим королевский венец.
  15. Краги и голенища сапог можно сделать из тафты или любой другой блестящей ткани. Можно также дополнить костюм яйцом, в котором согласно сказкам и хранится Кощеева смерть. Яйцо вырежем из пенопласта и покрасим серебристой краской.

Своими руками вы можете сделать и костюмы других героев, например,

Детский праздник - красочное и яркое событие. Лучший способ создать необходимую атмосферу - аквагрим. Рисунки на лице со 100% вероятностью понравятся любому ребенку.

Не думайте, что он подходит только самым маленьким. Если рисунок качественный и соответствует тематике праздника, даже подросток не откажется от столь оригинального элемента «костюма».

Чем можно рисовать рисунки на лицах детей

Детская кожа очень нежная и легко поддается аллергическим реакциям, поэтому использование любых средств недопустимо. Даже если у ребенка соседки/подруги все в порядке, нет гарантий, что у вашего чада все пройдет так же. Отдавайте предпочтение натуральным материалам.

  1. Художественные кисти из натурального ворса. Синтетика вызывает сыпь и раздражение. Кроме того, текстура синтетических материалов сама по себе грубая и оставляет микроскопические повреждения на нежной коже.
  2. Косметические спонжи для макияжа. Если их нет - ватные диски. Они не так равномерно нанесут краску, но лучше с ними, чем натирать пальцем.
  3. Декоративная косметика. Туш, карандаши, помада, румяна и тени любых расцветок. Это лучше и безопасней, чем обычные канцелярские краски, но желательно избежать их использования, в особенности, на маленьких детях (детсад).
  4. Специальные маркеры на водной основе.
  5. Аквагрим. Технологичный и безопасный метод. Краски на водной основе абсолютно безвредны для детской кожи. Даже если ребенок забудется и съест краску, с ним ничего не случится.
  6. Пищевые красители. Альтернатива, когда в магазинах ничего нет, а гуашью рисовать страшно. Абсолютно безвредно.

Дополнительный материал - влажные и сухие салфетки. Потребуются в процессе нанесения краски, чтоб вытереть кисти и подтереть рисунок.

Если рисунок масштабный, под него рекомендуют наносить основу и накладывать тон. Иногда, даже для небольших картинок нужен тон, с целью создания контраста. Основа, это, как правило, детский крем. Его намазывают и дают впитаться, что бы избежать негативного действия некоторых красок на кожу.

Всегда проверяйте аллергическую реакцию. На внутреннюю сторону запястья нанесите краску/фломастер и в течение часа наблюдайте за реакцией.

Если нет чесотки, сыпи, покраснения, жжения, любого дискомфорта - наносите на лицо. Даже специализированные материалы могут, в индивидуальном порядке, вызывать аллергию.

Боди-арт на ребенке имеет одну отличительную черту - неусидчивость модели. Взрослому не сложно не моргать, смотреть в одну точку и не шевелить носом определенное время. Ребенок такими талантами не обладает.

Лимит - 5-7 минут. При этом, кроха должен находиться в определенной «обстановке» — вокруг не должно быть соблазнов, провоцирующих на ерзанье, дерганье и прочие проявления подвижности.

Поставьте большое зеркало. Дети с огромным удовольствием и увлечением наблюдают за накладывания грима. Они настолько поглощены занятием, что даже могут не заметить торт, который несут к столу (но лучше не рисковать).

Если вы не профессиональный художник, не пытайтесь нарисовать шедевр. Вы потратите время, устанете сами, разочаруете и утомите ребенка.

Малышу для счастья будет достаточно малого. Если же рисунок непременно должен быть шикарен - тренируйтесь заранее, чтобы к празднику картинка рисовалась с закрытыми глазами. Сперва опробуйте на себе, а потом доводите до совершенства на ребенке.

Краски для аквагрима своими руками

Сделайте безопасные краски сами. Вам понадобятся:

  • детский крем;
  • пищевые красители;
  • крахмал.

Пропорции для одного цвета. На каждый цвет замешивать заново.

  1. Смешать крахмал (3 ст.л.) + воду (1 ч.л.) + крем (1 ч.л.).
  2. В смесь по капле добавлять краситель, помешивая, пока не получится цвет желаемой насыщенности. Для получения определенного оттенка смешивают несколько цветов.

Простые рисунки на лице: идеи для девочки и для мальчика

Первым делом спросите у ребенка! Боди-арт делается для него и должен нравиться именно ему! Если малыш сам не может выбрать - будьте современными и умными родителями. Выясните, чем увлекаются дети в его компании.

Поверьте, малышу будет обидно и стыдно придти на праздник с мордочкой белки, когда все остальные будут в образах Hellow Kity и Человека-паука. Идите в ногу со временем и модой.

Популярна тематика:

  1. Животные. Кошки, бабочки и белочки для девочек и собаки, зайчики для мальчиков.
  2. Мультипликационные персонажи. Русалки, Феи девочкам, Супер-герои мальчикам (Человек-паук, Железный Человек и т.д.).
  3. Тематические рисунки. На Хэллоуин скелеты, Ведьмы; на Новый год ёлки, снеговики и снежинки; водные праздники - русалки и водяные.
  4. Пираты популярны и уместны на любом мероприятии, как для мальчиков, так и для девочек.
  5. Принцессы и разбойники.

Если на празднике необходим костюм, его можно либо дополнить боди-артом, либо сделать боди-арт основой и закончить образ парой штрихов. К примеру, Пират - нарисуйте пару шрамов, бороду, «заплатку» на глаз, сделайте из бумаги шляпу и дайте пластиковую саблю из ближайшего магазина (можете и треуголку там присмотреть, дольше продержится).

Образ готов. С девочками и того проще - цветастая бабочка на лице и пышная юбка на платье. И не надо никаких крылышек за спиной, которые мешают бегать и цепляются за все подряд.

Как нарисовать легкий рисунок на лице ребенка своими руками

В качестве примеров возьмем по одному рисунку для каждого метода.

Общая инструкция:

  1. Уберите волосы с лица - завяжите в хвост и оденьте обруч.
  2. Наложите основу и тон (если нужно).
  3. Нарисуйте контуры.
  4. Заполните цветом основные крупные элементы рисунка.
  5. Дорисуйте мелкие детали.

Красками

Нарисуем котенка. Понадобятся 2 кисти - плоская со скругленным кончиком и тонкая конусовидная. Тон не нужен, так как рисунок не большой и состоит из небольших штрихов. Цвета подобраны к платью. После нанесения слоя давайте ему высохнуть, прежде чем наносить второй.

Описание технологии с пошаговым фото:


Карандашом

Нужны специальные карандаши для аквагрима. Наносить их несколько неудобно - для четких линий надо сильно натягивать кожу. Тонкие линии сделать не получится. Карандаши используются для быстрой и простой рисовки. Тонировать и накладывать основу, при использовании специализированных карандашей, не обязательно. В основе рисунка - симметрия.

Нарисуем тигренка:


Аквагримом рисовать удобно и приятно. Значительно сокращается время на высыхание слоев. Наносится мягко и равномерно. Симметрию соблюдать не нужно. Площадь нанесения рисунка небольшая, поэтому тон и основу накладывать не нужно.

Нарисуем собаку:


Почему не стоит рисовать акварелью или гуашью

Канцелярские краски содержат в своем составе химические элементы. Кожа на лице очень нежная и чувствительная. Самое простое, что может сделать обычная краска - не давать коже дышать. Самое худшее - аллергия. Вплоть до сыпи, покраснения и чесотки.

Цена на рисунки для детей у профессионалов

Если заказывать услуги мастеров, лучше всего делать это на массовом празднике, так как оплата профессионала - почасовая. В среднем, стоимость одного часа работы - 400 руб. И это из расчета, что на одного человека тратится 5-7 мин. Как правило, используются профессиональные краски для боди-арта, но бывают и исключения. Если уверенности нет - поинтересуйтесь документацией.

Еще один пример нанесения аквагрима — в следующем видео.


Гротеск, преувеличение форм, деталей лица; широкое использование масок, пластики, постижа и других средств и приёмов сложного грима. Сказки А.С. Пушкина, А.Н. Островского «Снегурочка», П. Ершова «Конек-Горбунок», русские народные сказки.

VII. 1 «Сказочная красота» - реалистические антропологические образы (царь, царица, царевна, Иванушка-дурачок, мамки, няньки и др.)

Отличие грима в спектакле-сказке от реалистического грима: преувеличенность форм, яркость, гротеск, сочетание лаконичности с фантазией, выразительность всех гримировальных, постижёрных, пластических средств грима.

«Сказочная красота», реалистические образы. Используется схема грима молодого красивого лица, исторический грим и причёска, подростка, возрастной грим, в которых присутствует усиленная фиксация мимического выражения лица: весёлого, злого и т.д. Яркость, насыщенность цвета и рисунка в гриме. При изображении принцесс, царевен используется декоративная косметика, но с акцентированием глаз, когда могут наклеиваться ресницы разных цветов, серебристые (Снежная королева). В современном театре используется современная «облегчённая» традиция в изображении красивых образов, но с использованием широкого спектра возможностей декоративных средств: золотая, серебряная и цветная тушь для ресниц, такой же лак для волос, искусственные ногти, лёгкие пластические изделия для изменения носа и всей пластики лица и многое другое.

Король, королева, цари, мамки, няньки гримируются по схемам старого лица с обязательным усилением характерных черт: доброты, злобности или хитрости.

Иванушка-дурачок, Иван-царевич решаются по схеме грима подростка или мужского красивого лица с использованием исторической прически или парика с полудлинными (стрижка под горшок) чаще светлыми волосами, т.к. тёмные волосы в сказке традиционно имеют негативный оттенок. Округлая пластика лица образа Иванушки-дурачка типично славянская: с «мягкими» чертами лица, открытым взглядом голубых глаз, с весёлой улыбкой на устах.

VII. 2Фантастические, устрашающие, уродливые образы

Использование всех приемов и схем грима, пластики, постижа. Преувеличенность, яркость рисунка грима. Широкое использование сказочных, цветных, необычных форм париков, масок, полумасок. Использование этих приёмов и спецэффектов в театре, в фильмах-ужасах. Узнаваемость образов популярных масок. Современная сказочная сценография: увеличение роли костюма, декорации, света, пиротехники и др. Грим бабы Яги – синтез всех приемов грима и пластики; Кощея Бессмертного, Лешего и др.

Фантастические, сказочные образы. Это образы, не существующие в реальной жизни: баба Яга, Кощей Бессмертный, Леший и др. Большая изобретательность в композиции грима, его рисунке, цвете. Требуется подчеркнуть определённый характер (темперамент) образа, даже при изначально отрицательной его сущности. Баба Яга , при её яркой, зловещей характеристике, может быть решена в гриме более «обаятельной» или не совсем старой и т. д. В образе бабы Яги используются приёмы грима старого лица (с диагональной пластикой) с искажением его пластики; острый, крючковатый нос, острый подбородок и небольшие, но глубоко сидящие глаза (образы Г.Милляра в сказках режиссера А.Роу ). Не обязательно использовать гуммоз, можно живописными приёмами исказить форму носа, всей пластики лица (моделировка в схеме грима ассиметричного лица).

В гриме Кощея Бессмертного берётся за основу «схема смерти », т.е. прорисовка впадин и выпуклостей лица, где общий тон схож с цветом кости или просто высветленным. Рот изображается как щель со «злыми» опущенными краями. Можно применить приём, когда на верхнем веке артиста рисуются глаза, что придаёт образу не мигающий взгляд. Во всех такого рода персонажах либо используются парики, либо волосы артиста изменяются лаком, гелем, «сединой», либо закрываются повязками, платками. Сказочные гримы требуют большого мастерства, владения сложными приёмами и средств грима, большой фантазии, смекалки, когда из простых подручных средств (бумаги, верёвок, ткани, проволоки и т.д.) можно создать интересный образ.

OFFLINE Marichka

Marichka

  • Пол: Женщина
  • Город: Москва
  • Интересы: Театр, кино, поэзия
  • Реальное имя: Марица

Театральный грим

История грима уходит корнями в далекие времена, когда наши предки во время обрядов, должны были преображаться.

В древности актеры так разрисовывали лицо, что внешне становились похожи на маски.

В Древней Греции актеры вместо грима использовали маски , но они не могли передать полноту чувств, поэтому со временем от масок отказались и начали гримироваться.
В средние века скоморохи, жонглеры, шпильманы разрисовывали лицо сажей , соком растений .

В каждую театральную эпоху (классицизм, романтизм, реализм) - использовали свою технику грима и таким образом совершенствовали его.

Чтобы умело загримироваться, актер должен изучить свое лицо, знать расположение мышц, складки, выпуклости.

Для сильного изменения лица используют объемные наклейки и налепки.

Из цветного пластыря гуммоза делают налепки на нос.

Наклейки из ваты, марли, трикотажа и крепа применяют для утолщения шеи, щек и подбородка. Также материалом для налепок служит и губчатая резина.

Краски для грима состоят из жирной массы, в состав которой входит белый вазелин, воск, и другие вещества, окрашенные в разные цвета минеральными красителями.

А в Китае в театральном гриме используют 12 цветов.

Каждый цвет является символом:

* желтый - принадлежность к императорскому роду, опытность, одаренность;
* красный - верность, честность;
* синий - деспотичность, надменность, варварское происхождение;
* серый , красно-бурый - старость, слабость;
* фиолетовый - прямодушие, хладнокровие, внимательность;
* золотой и серебряный - сверхъестественная сила, духи, боги, оборотни.

В каждом китайском театре и в наши дни существуют свои традиции в использовании грима.

Необходимой частью театрального грима является парик. Слово «парик » итальянского происхождения.

Парик - необходимая часть театрального грима. Его используют в театре для создания того или иного образа. Благодаря нему можно изменить овал лица, сделать моложе или состарить актера, показать черты характера. Парик с дополнениями - волосяными наклейками (борода, баки) дает возможность подчеркнуть эпоху, в которую разворачивается действие спектакля, возраст героя, его социальное положение.

Изготовление
Для начала шьют основу парика из ткани (тюль, газ и другие тонкие ткани) - монтюр. Затем к монтюру прикрепляются волосы (человечьи, шерсть животного (ангорских коз)) или синтетические нити - нейлон, капрон и другие.

Виды париков:
+ исторические: «мольеровские», пудренные, парики XVIII с буклями и «косой»,
+ гладкие женские парики XIX века с локонами, спадающими с висков;
+ гротесковые;
+ комедийные;
+ сатирические;
+ возрастные.

Чтобы создать нужный парик необходимо изучить ту эпоху, во время которой идет действие спектакля. Знать возраст, национальность, социальное положение героя. Это довольно сложный и кропотливый труд, поэтому в основном парики разрабатывают профессиональные художники.

OFFLINE Marichka

Marichka

  • Пол: Женщина
  • Город: Москва
  • Интересы: Театр, кино, поэзия
  • Реальное имя: Марица

Грим (франц. grime, от староитальянского grimo - морщинистый), искусство изменять лицо актера с помощью специальных красок, пластических наклеек, подтяжек и пастижерных изделий (парика, бороды, усов, бакенбардов, ресниц и т.п.) в соответствии с требованиями исполняемой роли.

Грим является одним из компонентов спектакля, оболочкой художественного образа.
Он связан с общим решением спектакля, поиски и нахождение грима - сложный творческий процесс.

Гримерное искусство прошло длинный путь развития - зародившись в первобытной общине в виде «магической» и «религиозной» раскраски тела, оно постоянно изменялось в зависимости от развития культуры.

С появлением театральных представлений гримерное искусство из росписи лица и тела преобразовалось в театральную маску (полумаску).

В театрах Древней Греции , Рима женские роли исполняли мужчины.
В театрах Востока (Китая, Японии) актерские группы так же полностью состояли из мужчин (Кабуки), поэтому грим должен был кардинально изменить внешность и «приукрасить» лицо.

В 17 веке появилась мода на пудру, которую наносили на кожу толстым слоем, предварительно смешав с яичным белком. При королевских дворах было принято сильно красить лицо.
Английская королева Елизавета 1 на слой пудры наносила тонкие кровеносные сосуды, чтоб подчеркнуть «полупрозрачность» кожи.

Театральный спектакль не повторяет слепо пьесу драматурга, он создается под влиянием художника-постановщика, режиссера, приобретая новые черты иногда более конкретные и острые. Драма воплощает действительность, а актеры передают ее через сценические образы.

Грим в драматическом театре многогранен, его типы можно разделить на «реалистический» и «условный».

При разработке реалистического грима зачастую невозможно ограничиваться изменением лица; гримируются все открытые участки тела, в первую очередь - руки и область декольте.

Скажем, когда молодая актриса играет возрастную роль, то гладкая, без морщин шея может разрушить правдоподобие образа.
Точно так же актер, исполняющий роль мавра Отелло, не может выйти на сцену с белыми, не загримированными руками.

Главная цель реалистического грима - достижение реальности изображаемого персонажа.

Здесь можно выделить такие направления грима:

1. Возрастной - искусственное старение или омоложение лица, когда реальный возраст актера не соответствует возрасту персонажа;

2. Национальный - расовые особенности персонажа, не соответствующие антропологическому типу актера (Мавр в Отелло Шекспира, китаец Херувим в Зойкиной квартире Булгакова и т.д.);

3. Исторический - когда внешность персонажей корректируется в связи с канонами или особенностями конкретной историко-социальной среды спектакля: использование принципов макияжа другого века, существенно отличающихся от современного макияжа;

4. Портретный - при изображении конкретного узнаваемого лица (Петр I, Пушкин, Ленин и т.д.);

5. Характерный - для отражения ярких особенностей внешности (длинный нос Сирано в Сирано де Бержераке Ростана и т.д.).

OFFLINE Marichka

Marichka

  • Пол: Женщина
  • Город: Москва
  • Интересы: Театр, кино, поэзия
  • Реальное имя: Марица

Принципы условного грима основаны на отказе от реалистических традиций, на преувеличении отдельных черт, особенностей, качеств персонажа, или на использовании стилистики конкретного эстетического течения. Основные направления условного грима:

1. Жанровый (выбеленное лицо Пьеро в комедии дель арте; «масочные» гримы классических театров Востока; использование традиций античных трагедий; клоунские нарисованные улыбки во все лицо; и т.д.);

2. Гротескный - доведенный до максимума принцип характерного грима: резко асимметричный, сильно преувеличенный.

3. Сказочный , или фантастический используемый при воплощении вымышленных персонажей, либо «очеловеченных» образов: Баба-Яга или Кощей Бессмертный в русских сказках.

Грим в кинематографе отличается от театрального тонкостью исполнения. В кино часто бывают крупные планы, самые мелкие морщинки, родинки, пятна будут заметны. В отличии от оперных или балетных спектаклей, где между зрителем и актером огромное расстояние, присутствие оркестровой ямы. Роль художника-гримера в кино велика, особенно когда в фильме герой проживает целую жизнь - с детских лет до старости. Работа гримера начинается с чтения сценария, пробы актеров на роль.

OFFLINE DALILA

DALILA

  • Пол: Женщина
  • Город: Москва
  • Реальное имя: Ольга

Грим в русском театре

Профессиональный русский театр на Руси появился только в XVIII в. Истоки его уходят глубоко, в народные представления, которые проходили не только в городах, но и в деревнях Руси. Шуты и скоморохи разыгрывали смешные сатирические сценки, часто свои трюки они делали совместно с животными: медведем или козой. Во времена представлений артисты надевали на головы маски, рядились в мешковину или шкуры барана, медведя. Часто скоморохи раскрашивали себе лица сажей или цветными глинами, мелками, соком трав и плодов, например, свеклой, вишней. Грубо размалеванные лица вызывали смех зрителей. Если более внимательно изучать истоки русского театра, то можно узнать, что во все времена скоморохи вели пос!оянную борьбу с религиозными служителями, с богатыми, правящим классом.

Развитие театрального искусства на Руси (национального, профессионального) связано с именем Федора Волкова, сына Ярославского купца, талантливого актера, режиссера, в последующие года. Именно в это время в спектаклях появляется реалистический грим, который с трудом пробивался на сцену. Господствующая школа А.Ролера создавала идеализированный, прилизанный народный образ сценического персонажа. Кроме городского, придворного театров свои крепостные труппы были у богатых помещиков. Много талантливых жизней было исковеркано и загублено самодурами-помещиками. Трагические события, происходившие в крепостных театрах отражены в произведениях многих русских писателей, например, Герцена - «Сорока-воровка», Лескова - «Тупейный художник», рассказ Мамина-Сибиряка. Спектакли театра в Останкине, Кускове поражали великолепием и роскошью.

Граф Шереметев был большой любитель театра, сам принимал участие в музыкальных вечерах. Костюмы, парики, гримы выполняли крепостные, среди которых было много талантливых самоучек, художников. Сценические персонажи были преукрашены, наряды были по последней моде как и парики, прически. Индивидуальные характеристики отсутствовали как и портретное сходство. Персонажи трагедий Сумарокова, Княжнина носили характер обобщенных страстей. Современники так описывают внешность Самозванцева из произведения в исполнении актера Дмитревского. Самозванец представлял мужчину с пудреными незавитыми волосами, перевязанными черной лентой с бантом на затылке. Прическу дополняли маленькие усики нарисованные тушью. Сначала актеры гримировались на европейский манер, но постепенно грим становится более тонким, несмотря на обобщенность образов. Наряду с профессиональными актерами в театрах часто участвовали и любители и любительницы.

Большой вклад в развитие гримерного искусства внесли отдельные актеры разных театров в XIX в. Реалистический грим особенно проявился во внешнем оформлении сценических персонажей Щепкина, Мочалова, Давыдова, Самойлова, Ленского А.П. Ленский написал свои высказывания, обобщив их в «Заметках о мимике и гриме». Книга «Грим» Лебединского (1911) не утратила своего значения и сегодня.

Значимый этап развития грима связан с Московским Художественным театром. Режисер - актер К.С.Станиславский серьезно подходил к поискам грима персонажей. В своей замечательной книге «Моя жизнь в искусстве» он много теплых слов посвятил художникам гримерам Гремиславским. Сам Станиславский гримировался превосходно, учитывал самые малейшие детали, глубоко вживаясь в облик своего сценического персонажа. Грим делали тщательно не только для главных героев, но и участников массовки. Грим в Художественном театре видоизменялся в зависимости от методов сценической интерпретации. Поражают своей емкостью гримы спектакля «Царь Федор», «Анатема», «Жизнь человека», «Драма жизни». В поисках грима актерам помогали художники - гримеры: Гольцов, Гремиславские (муж и жена), Фалеев и др.

Основоположником династии Гремиславских был крепостной умелец Иван. Однажды его пригласили гримировать в Малый театр великого Щепкина так как гример театра заболел и некому его было заменить. Восхищенный талантом крепостного самоучки Щепкин окрестил раннее бесфамильного Ивана фамилией «Греми слава», отсюда и пошла фамилия Гремиславских. Во время гастролей в Европе и Америке публика приходила в восхищение не только от игры актеров, но от сценического оформления, костюмов и гримов участников. Грим видоизменяется в зависимости от жанра представления. В музыкальных спектаклях: опере, оперетте, балете, мюзикле гримы более яркие, все обобщено, нет мелких деталей. Примером могут служить гримы, созданные Федором Шаляпиным. Артист хорошо рисбвал, лепил, это помогало ему рисовать эскизы грима своих ролей и воплощать их на своем лице.

Он гримировал не только лицо, но и руки, грудь, спину. В своей книге «Душа и маска» Ф.Шаляпин подробно рассказывает как он мучился в поисках того или другого грима образа.

Среди актеров создавших наиболее запоминавшиеся гримы можно назвать многих талантливых актеров, но мы познакомим вас только с некоторыми: Николай Мордвинов, Растислав Плятт, Анаталий Папанов, др. Грим актрис менее сложен, в нем большая роль принадлежит прическе, примеров того могут считаться гримы, созданные Верой Марецкой.

Грим Драматического театра менее ярок, более жизненный, незаметный, но без грима совсем драматическому актеру выходить не следует, так как свет на сцене сделает его лицо более бледным, серым, плоским.

Особый грим выполняют артисты цирка, эстрады. Все вы бывали в цирке и восхищались мастерством гимнастов, жонглеров, наездников, дрессировщиков. Грим клоунов - общих любимцев публики оригинален, но каждый сам создает свой образ. Существует два классических образа - это белый и рыжий клоун. Но мы помним и Олега Попова с его клетчатой кепкой и Юрия Никулина, изображавшего растяпу в клетчатом пиджаке.

Эстрада также требует грима, «король эстрады» Аркадий Райкин использовал для своих номеров маски и полумаски, удачные облеки нашли для себя многие артисты.

С появлением разнообразных косметических средств в театре стали их использовать, актрисы ограничиваются макияжем и прической, а к гриму прибегают только играя характерные роли. С развитием промышленности появился аквагрим, напоминающий грим театра Востока, жидкие, пастообразные, кремовидные тона для лица. Для спектаклей сказок применяют блестки, фосфорицирующие краски.

OFFLINE DALILA

DALILA

  • Пол: Женщина
  • Город: Москва
  • Реальное имя: Ольга

Грим в театре Востока

В каждой театральной системе под влиянием особенностей жанра, художественного оформления создаются свои формы грима. В этом отношении уникален театр Востока. В Китае, Японии, Корее издавна существовал грим, в котором ощущалась символика цветов, наряду со сложной росписью лица применяли маски из папье-маше, картона, кожи.

«Грушевый сад» («Ли-юань») китайский классический театр возник в VIII веке н.э. Молодые китайские актеры объединились в труппу при императорском дворе Танской династии Сюань-Цзуна. Со временем театр из придворного становится общедоступным, народным. Общую любовь завоевали комический персонаж «чоу», разговор которого был понятен простому народу. В спектаклях используют пять «амплуа», которые становятся стандартными для китайского театра. Актеры стали придерживаться установившимся законам театральной игры.

Китайские спектакли сильно отличаются от европейских, на сцене не было нагромождения декораций, бутафории; старинные здания, где проходили спектакли имели только дневное освещение. Главным в театре считали актера, игра которого должна была быть высоко профессиональной. Актеры должны были изучать и придерживаться установленных канонов, которые определяли речь, мимику, жесты, весь внешний облик в том числе и грим. Этим объясняется своеобразие движений, эмоциональные элементы, пение, жесты. Задачей китайского актера было создать тип, а не индивидуальный характер.

Грим наносили не для подчеркивания индивидуального характера, индивидуальных деталей, особенностей лица и мимики, а для символического изображения всего комплекса черт характера определенного персонажа, прибегая к помощи условной росписи лица, цвета которой имеют символическое значение. Каждый цвет в гриме имеет свое значение, например, белый цвет преобладает в красках лица злого и коварного персонажа. Считалось, сто жестокие негодяи творят свои черные дела хладнокровно, без эмоций, перемены мимики лица. В гриме порядочного, честного человека преобладали красные краски, так как думали, что он краснеет, если произносит лживые обещания или принимает в дурном поступке. Если в лице превалировали зеленые цвета, то это обозначало, что этот человек живет в лесу, возможно это разбойник или борющийся за свои права повстанец. Очень темный цвет лица отличал честного человека, таким своеобразным манером была увековечена память о справедливом, мудрым и честным министре Бао, прославившегося добрыми делами в Сунскую эпоху. Имя этого министра стало синонимом порядочности.

Цветами «неестественного характера» гримировали фантастические существа, среди них выделяли оборотней, духов, фей и демонов. К таким цветам относили -пурпуровые и синие. Для мужских ролей «изин», «хуаляно» (раскрашенное лицо) применяли сложный, условный грим лица, в каталоге можно было насчитать более 60 вариантов различной росписи лица. Сценические персонажи принадлежавшие к отрицательным, обладающие скверным характерами, а также воинственные герои могли нарисовать на своем лице подобные рисунки. В китайском гриме имел значение не только цвет, но и рисунок, так симметрическая роспись обозначала положительный характер, а асимметричная - отрицательный.

Сценические персонажи могут иметь значки, рисунки, которые наглядно указывают на индивидуальность, черты характера, например, актеру изображавшего императора рисовали дракона над глазом, а точки обозначали небесное светило, являясь как бы символическим изображением солнца. Точку разрешалось ставить на лице только основателя династии. Рисунком можно было переделать состоятельность, богатство, счастье, радость, горе, например, значок поставленный на переносье в виде летучей мыши (иероглиф «фу» - счастье) свидетельствует о том, этот человек родился под счастливой звездой, ему сопутствует удача. Большое значение в гриме было отведено бороде, она могла определять возраст, черты характера.

Женские гримы ограничивались приукрашиванием лица, лица сильно белили и румянили, чернили брови и глаза. Уникален грим в японском театре. В XYI в. в эпоху позднего феодализма возник театр «Но», позднее - "Кобуки". В театре «Но» применяли маски из папье-маше, кожи, которые носили ведущие актеры. Существовал прием в гриме, называемый «кумадори», характеризующийся смелыми мазками синего, черного, красного, серого на белом фоне. Красные линии символизируют гнев, раздувшиеся вены, потрясение от неблаговидных поступков. Техника гримирования была такая же как и в китайском театре, использовали сухие краски разводимые на воде, с добавлением нескольких капель ароматического масла. Наложение грима происходило ладонями рук, рисунок на «загрунтованное» (покрытое общим тоном) лицо рисовали кисточками.

В индийском театре при показе малабарских мистерий -«катакхали» грим актеров превращался в маску, мимики не было только застывшее выражение лица. Существовала условно-символистическая раскраска, характеризующая тип, сценический персонаж. Грим делали в несколько приемов, сначала наносили кашицу из рисового клейстера несколько слоев, по мере его подсыхания. На высохшую поверхность наносили символические рисунки. Многие сюжеты спектаклей были заимствованы из индийского эпоса - «Рамаяна», «Махабхарата». Персонажи разделяли на несколько групп, каждая имела свой рисунок грима. В малайском театре на лицо актера надевали овальную дощечку, на которой было нарисовано лицо, сделаны отверстия для глаз, рта, носа. Внутри маски была палочка, которую актер должен был держать во рту, так крепилась маска на лице. Текст пьесы читал актер-чтец.

В Индонезии театр масок «Топенг» был создан на основе культа мертвых, отсюда и название самого театра. Слово «топенг» обозначает «маска усопшего». Маски персонажей были просты, представляли овальные дощечки с нарисованными на них выражениями лица: радость, грусть, злость. Крепилась маска на лицо при помощи петельки с внутренней стороны, которую актер зажимал ртом, так делали для пантомимы, для других спектаклей маску привязывали вокруг головы веревочкой.

 

Возможно, будет полезно почитать: