1 какой фольклор называется обрядовым. Какой фольклор называется обрядовым? Обрядовый фольклор. Что такое обрядовый фольклор в более широком понимании

Бывает семейным и календарным. Календарные обряды связаны с тем, что предки путем заклинаний и обрядов пытались достичь хороших урожаев и уберечься от капризов природы. Календарные обряды были в каждом времени года свои и с ними связано много праздников, дошедших и до наших дней. Зимние обрядовые игры сопровождались исполнением колядок и песен, гаданием.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Обрядовый фольклор Выполнила: Ясак Лилия 7В класс Лицей№4 Г.Саратов Учитель: Иванова И.Мю

Фольклор (англ. folklore - «народная мудрость») - народное творчество, чаще всего устное. Художественная, коллективная, творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы, принципы; создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия (предание, песни, частушки, анекдоты, сказки, эпос), народная музыка (песни, инструментальные наигрыши и пьесы), театр (драмы, сатирические пьесы, театр кукол), танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство.

Обрядовый фольклор бывает семейным и календарным. Календарные обряды связаны с тем, что предки путем заклинаний и обрядов пытались достичь хороших урожаев и уберечься от капризов природы. Календарные обряды были в каждом времени года свои и с ними связано много праздников, дошедших и до наших дней. Зимние обрядовые игры сопровождались исполнением колядок и песен, гаданием. Большинство праздников отмечались по церковному календарю. Венцом зимних праздников была масленица, которая эту зиму прогоняла. Гулянья длились целую неделю, а в последний день обязательно сжигалось чучело зимы, исполнялись масленичные песни, которые должны были «звать» весну. А вот после масленицы наступал пост, нарушать который какими-то увеселениями было нельзя. На пасхальной неделе весенние обряды сопровождались заклинаниями весны, заговорами скота, хороводами, гаданием. Все моменты обрядов сопровождались соответствующими песнями: веснянками, семицкими и троицкими песнями. В песнях были ярко выражены мотивы культа земледелия, отождествления живой природы. Наступало время и для любовных мотивов.

Каждый вид представлен группой жанров. Преимущественно важны песни - древнейший пласт музыкально-поэтического фольклора. Во многих обрядах они занимали ведущее место, сочетая магическую, утилитарно-практическую и художественную функции. Песни исполнялись хором. Ритуальные песни отражали собственно обряд, способствовали его формированию и реализации. Заклинательные песни были магическим обращением к силам природы с целью получить благополучие в хозяйстве и семье. В еличальных песнях поэтически идеализировались, прославлялись участники ритуала: реальные люди или мифологические образы (Коляда, Масленица и др.). Противоположны величальным были корильные песни, которые высмеивали участников ритуала, нередко в гротескной форме; их содержание было юмористическим или сатирическим. Игровые песни исполнялись во время различных молодежных игр; в них описывались и сопровождались имитацией полевые работы, разыгрывались семейные сцены (например, сватовство). Песни лирические - наиболее позднее явление в обряде. Их главное назначение - определять мысли, чувства и настроения. Благодаря лирическим песням создавался определенный эмоциональный колорит, утверждалась традиционная этика.

Необрядовый фольклор делится на четыре группы: фольклорная драма; поэзия; проза; фольклор речевых ситуаций.

Новогодние обряды, гадания и песни, вызывающие урожай, приплод скота, благополучие семьи, счастливый брак и богатство, первоначально были связаны с празднованием рождения молодого солнца, когда день начинал прибавляться. Рождественско-новогодние праздники начинались колядованием. Обряд колядования - это обход дворов с праздничными пожеланиями хозяевам и получение за это подарков. Ребятишки, парни и девушки рядились кто во что горазд: и козой наряжались, и медведем, и кикиморой, и страшным чертом - в вывороченном тулупе, с рогами и длинным хвостом. Лица закрывали страшными и смешными масками - «личинами» или « харями ». Веселились, пугали друг друга и плясали до упаду. А затем вновь ходили по дворам, останавливались под окнами и вновь пели колядки. За ласковые слова и добрые пожелания хозяева одаривали колядовщиков печеньем в виде коньков, коровок, козулек и пирогами. Ряженые благодарили добрых людей величаньями. У всех славянских народов песни назывались по-разному: колядки- на юге, овсень – в центральной России, виноградье - на севере. Святки праздновались всеми, но больше всего молодежью. Игры, песни, посиделки, гадания наполняли двухнедельное святочное празднество. Как и в самые давние времена, парни и девушки ходили от избы к избе, но теперь с изображением звезды, возвестившей о рождении Христа, и пели величальные, то есть поздравительные песни - колядки.

Календарно-обрядовые песни – Пришла коляда Накануне Рождества! Дайте коровку – Масляну головку! А дай бог тому, Кто в этом дому: Ему рожь густа, Рожь ужиниста! * * * * * * * * * * Вот идем мы, пастухи, Прощены нам все грехи. К дому путь свой правим, Христа Бога славим. За привет, за угощенье Вы примите поздравленье! Наделил бы вас Господь И житьем, и бытьем, И богатством во всем! А мы Масленицу повстречали, Повстречали, душа, повстречали. На горушке побывали, Побывали, душа, побывали. Блином гору выстилали, Выстилали, душа, выстилали. Сыром гору набивали, Набивали, душа, набивали. Маслом гору поливали.

Кукушечка, любушечка, Принимайте меня во зеленый сад одное. Кумитеся *** , любитеся, Принимайте меня во зеленый сад одное. Вы пойдете во зеленый сад, Принимайте меня во зеленый сад одное.

Летние песни исполняли на Троицу и праздник Ивана Купалы. Девушки на Троицу, украсив избы, шли в лес завивать березку и плести венки. В ближайшей роще выбирали молодую кудрявую березку, украшали ее лентами и, взявшись за руки, водили хоровод, сопровождая его песнями. Затем также устраивали под березкой праздничную трапезу (обед), а после ломали с той же березки ветки и плели венки, с которыми снова водили хороводы и пели песни. Похороводив, шли на реку, бросали венки на воду и загадывали: если поплывет - счастье, завертится на одном месте - свадьба расстроится, потонет - смерть родных или суженого. Венки также сплетали и хранили до Троицына дня.

Обрядовый фольклор это произведения устного народного творчества, которые, в отличие от фольклора внеобрядового, являлись органической частью традиционных народных обрядов и в обрядах исполнялись. В жизни народа обряды занимали важное место: они складывались из века в век, постепенно накапливая разнообразный опыт многих поколений.

Обряды имели ритуальномагическое значение, содержали правила поведения человека в быту и труде.

Русские обряды

Русские обряды генетически связаны с обрядами других славянских народов и имеют типологическое сходство с обрядами многих народов мира. Русский обрядовый фольклор публиковался в собраниях П.В.Киреевского, Е.В.Барсова, П.В.Шейна, А.И.Соболевского.

Виды обрядов

Обряды принято делить на производственные и семейные. Уже в древности славяне-земледельцы отмечали особыми праздниками зимний и летний солнцеворот и связанные с этим изменения в природе. Наблюдения сложились в систему мифологических верований и практических трудовых навыков, которая была закреплена годовым (календарным) циклом аграрных обрядовых праздников и сопровождающего их обрядовым фольклором.

Сложный симбиоз образовали годовые церковные народные аграрные праздники, что отчасти нашло отображение в обрядовом фольклоре. В ночь перед Рождеством и под Новый год во время обхода дворов пели обходные песни, имевшие разное название: колядки (на юге), овсени (в центральных областях), виноградья (в северных областях). В течение всей рождественской недели специальными песнями славили Христа, его рождение изображали в народном кукольном театре - вертепе.


На Святки (от Рождества до Крещения) были распространены подблюдные гадания с песнями, разыгрывались веселые драматические сценки. Песни, заговоры, причитания, приговоры исполняли и во время других календарных обрядов. Семейные обряды сложились на общей основе с календарными и генетически с ними связаны, однако в центре семейных обрядов был конкретный реальный человек.

Обряды и события жизни

Обряды сопутствовали многим событиям его жизни, среди которых важнейшие - рождение, вступление в брак и смерть. Следы древних родильных песенпожеланий сохранились в колыбельных песнях. Основным жанром похоронного и поминальных обрядов были причитания. Причитания включались в рекрутский обряд и в свадьбу севернорусского типа, где были особенно развиты. Свадебная поэзия отличалась богатством и разнообразием. На свадьбе исполняли также приговоры, разыгрывали драматические сценки.

В древности основная функция свадебного фольклора была утилитарно-магической: по представлениям народа, устные произведения способствовали счастливой судьбе, благополучию; но постепенно они начали играть иную роль - церемониальную и эстетическую. Жанровый состав обрядового фольклора разнообразен: словесно-музыкальные, драматические, игровые, хореографические произведения. Особенно важны обрядовые песни-древнейший пласт музыкально-поэтического фольклора. Песни исполнялись хором. Ритуальные песни отражали сам обряд, способствовали его формированию и реализации.

Заклинательные песни были магическим обращением к силам природы с целью получить благополучие в хозяйстве и семье. В песнях величальных поэтически идеализировались, прославлялись участники ритуала: реальные люди (жених, невеста) или мифологические образы (Коляда, Масленица). Противоположны величальным корильные песни, которые высмеивали участников ритуала, нередко в гротескной форме; их содержание было юмористическим или сатирическим. Игровые и хороводные песни исполнялись во время различных молодежных игр, в них описывались и сопровождались имитацией полевые работы, разыгрывались семейные сценки (например: сватов ство). Песни лирические - наиболее позднее явление в обряде. Их главное назначение - выражать мысли, чувства и настроения. Благодаря лирическим песням создавался определенный эмоциональный колорит, утверждалась традиционная этика.

К обрядовому фольклору относятся так же заговоры, заклинания, некоторые былички, поверья, приметы, пословицы, поговорки, загадки, в 20 в. появились обрядовые частушки. В состав обрядового комплекса могли стихийно включаться произведения внеобрядового фольклора.

Народные обряды и обрядовый фольклор получили глубокое и многогранное отображение в русской литературе («Евгений Онегин», 1823-31, А.С.Пушкина, «Вечера на хуторе близ Диканьки», 1831-32, Н.В.Гоголя, «Кому на Руси жить хорошо», 1863-77, Н.А.Некрасова, «Снегурочка», 1873, А.Н.Островского, «Война и мир», 1863-69, Л.Н.Толстого, лирика С.А.Есенина и др.).

Фольклор (англ. folklore ) - народное творчество; вид коллективной словесной деятельности, которая осуществляется преимущественно в устной форме . Фольклор делится на две группы: обрядовый и необрядовый.

К обрядовому фольклору относятся:

  • (колядки, масленичные песни, веснянки),
  • семейный фольклор (семейные рассказы, колыбельные, свадебные песни, причитания),
  • окказиональный (заговоры, заклички, считалки).

Необрядовый фольклор делится на четыре группы:

Еще одна фундаментальная функция - передача самой прочной культуры, ценностей и норм. С одной стороны, они создают чувство солидарности, сплоченности и непрерывности в группах, а с другой стороны, они вносят значительный вклад в создание систем убеждений группы.

Традиционные ритуалы не только направляют социальную координацию между людьми, семьями и народами или сообществами здесь и сейчас, но и между прошлым, настоящим и будущим, представленными разными поколениями . Ритуалы перехода указывают и в то же время позволяют выполнять переход от одного этапа к другому жизненного цикла. Его компонент действия изменяет роли, отношения, нормы и концепции мира во время его исполнения. Признавая, что каждый переход предполагает дисбаланс в большей или меньшей степени , ритуальные обряды обеспечивают поведенческую структуру, в которой могут произойти изменения, а затем нормализовать жизнь, которая следует за ними.

  • фольклорная драма;
  • поэзия;
  • проза;
  • фольклор речевых ситуаций.

Обрядовый фольклор составляли словесно-музыкальные, драматические, игровые, хореографические жанры, которые входили в состав традиционных народных обрядов. В жизни народа обряды занимали важное место. Они складывались из века в век, постепенно накапливая разнообразный опыт многих поколений. Обряды имели ритуально-магическое значение, содержали правила поведения человека в быту и труде. Их принято делить на трудовые (земледельческие) и семейные. Русские обряды генетически связаны с обрядами других славянских народов и имеют типологическую аналогию с обрядами многих народов мира. Обрядовая поэзия взаимодействовала с народными обрядами, содержала элементы драматической игры. Она имела ритуально-магическое значение, а также выполняла психологические и эстетические функции. Обрядовый фольклор синкретичен по своей сути, поэтому его целесообразно рассматривать в составе соответствующих обрядов. Вместе с тем, существует иной, строго филологический подход. Так., Ю.Г. Круглов выделяет в обрядовой поэзии три вида произведений:

Благодаря символам, которые они охватывают, ритуалы выполняют тройную функцию: во-первых, они предоставляют многовариантные значения для поведения, привязанностей и познаний, которые непосредственно влияют на открытые или творческие части ритуалов; во-вторых, эти символы, характеризующиеся множественностью значений, вызывают сильные эмоции, объединяющие в одном и том же опыте самые разные явления , которые не могут быть связаны просто словами; и они работают одновременно с сенсорными и познавательными полюсами смысла, поэтому важно развивать потенциал для изменения мельчайших деталей , а также эстетики.

  • приговоры,
  • песни
  • причитания.

Каждый вид представлен группой жанров. Преимущественно важны песни - древнейший пласт музыкально-поэтического фольклора. Во многих обрядах они занимали ведущее место, сочетая магическую, утилитарно-практическую и художественную функции . Песни исполнялись хором. Ритуальные песни отражали собственно обряд, способствовали его формированию и реализации. Заклинательные песни были магическим обращением к силам природы с целью получить благополучие в хозяйстве и семье. В величальных песнях поэтически идеализировались, прославлялись участники ритуала: реальные люди или мифологические образы (Коляда, Масленица и др.). Противоположны величальным были корильные песни , которые высмеивали участников ритуала, нередко в гротескной форме; их содержание было юмористическим или сатирическим. Игровые песни исполнялись во время различных молодежных игр; в них описывались и сопровождались имитацией полевые работы, разыгрывались семейные сцены (например, сватовство). Песни лирические - наиболее позднее явление в обряде. Их главное назначение - определять мысли, чувства и настроения. Благодаря лирическим песням создавался определенный эмоциональный колорит, утверждалась традиционная этика.

Символический характер ритуала позволяет обоим аспектам противоречия действовать и оставаться в одно и то же время. В ритуале бега петуха, например, непрерывности и изменения. Ритуалы обеспечивают поддержку и сдерживание эмоций, вызванных жизненными кризисами . Эта функция лучше всего видна в сложных жизненных ситуациях , например, смерть близкого человека . В таких ситуациях люди часто не выражают своих эмоций или чувств из страха перед подавляющей угрозой потери контроля. Именно в этих условиях именно ритуалы предпочитают и направляют выражение сильных эмоций , предотвращая их переполнение.

Источники и дополнительная информация:

  • ru.wikipedia.org - материал из Википедии;
  • feb-web.ru - материал из «Литературной энциклопедии » (30-е гг. ХХ в.);
  • lit.1september.ru - обрядовый фольклор; календарные обряды;

Предварительный просмотр:

Михайлова Екатерина Валерьевна – учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ №251 Кировского района Санкт-Петербурга

Точно так же они способствуют бессознательному осознанию кризиса, заставляя испытуемых рассматривать изменения, управляемые ими и их отношениями, как нечто вне их понимания. Наконец, ритуалы благоприятствуют изменениям в состоянии сознания, поскольку, по крайней мере, они фокусируют внимание участников на том, что они переживают или становятся свидетелями, создавая «состояние внимания». Несколько авторов предложили использовать неосознанные способы передачи сообщений ритуалом как возможный способ избежать возможных сознательных сопротивлений сообщениям, которые он передает.

Колядование начиналось в канун Рождества, 24 декабря. Так назывались праздничные обходы домов с пением колядок, в которых славились хозяева дома и содержались пожелания богатства, урожая и т. д. Колядки исполнялись детьми или молодежью, которые несли на шесте звезду. Эта звезда символизировала Вифлеемскую звезду, которая появилась на небосводе в момент рождения Христа.

Все это показано в последней части этой работы. Этот акт сопровождается интересом и ожиданием всех людей, которые собрались, чтобы увидеть церемонию, и с большим волнением со стороны ближайших. И в салонах города будут танцы с оркестром до позднего времени, когда пятые будут иметь «лицензию» на хаос, однако они являются королями партии.

На следующий день они будут гастролировать по городскому пению и заставлять себя замечать, дома за домом, что называется «бегущим хоризо», поскольку они несут вараз, чтобы собрать хоризо и деньги, которые соседи хотят дать им, чтобы облегчить расходы партии, в то же время, что они остановятся в домах пятого для дозаправки пищей и напитками.

Хозяева одаривали колядовщиков конфетами, печеньем, деньгами. Если хозяева скупились, то колядовщики пели озорные колядки с шуточными угрозами (прослушивание аудиозаписи «Приходила коляда»):

Приходила коляда накануне Рождества,

Сей, вей, посевай, с новым годом поздравляй!

Овсень, овсень ходи по всем!

Открывай двери, подымай с постели

Открывай окно, запускай Рождество!

Открывайте сундуки, доставайте пятаки.

Кто не даст пирога - мы корову за рога.

Кто не даст пышку, тому в лоб шишку!

Пришла Коляда
Накануне Рождества.
Дайте коровку,
Масляну головку!
А дай Бог тому,
Кто в этом дому!
Ему рожь густа,
Рожь ужиниста;
Ему с колоса осьмина,
Из зерна ему коврига,
Из полузерна - пирог.
Наделил бы вас Господь
И житьём, и бытьём,
И богатством,
И создай вам, Господи,
Ещё лучше того!

Просмотр отрывка из кинофильма «Вечера на хуторе близ Диканьки».

Смысл любой колядки в своеобразном “закликании” счастья и богатства щедрому хозяину. Чем больше отдаст он колядующим, тем больше обретёт в грядущем году. Угощение - признак полноты дома. Колядка - это песня-заклинание, песня-заговор, условная магическая игра хозяина и колядовщиков.

Композиция колядок проста: формула прихода праздника, потом - формула поиска дома, его описания (с преувеличением), формула восхваления хозяев, просьба и в финале - пожелание или угроза.

Началу года придавалось особенное значение. Как проведешь Новый год , такой будет и весь предстоящий год. Поэтому старались, чтобы стол был обильным, люди веселыми, желали друг другу счастья и удачи. Веселые коротенькие колядки были песенной формой таких пожеланий.

Одним из видов новогодних песен и обрядов святочной недели – «подблюдные песни», когда девушки угадывали свою судьбу, доставая под песни свои украшения из блюда, накрытого полотенцем.

  • Весенние праздники.

Масленица.

Масленица – подвижный праздник. На масленицу веселились от души: катались на тройках с бубенцами, ходили в гости, пекли румяные блины, пели, плясали и играли. В. И. Даль писал, что каждый день Масленицы имел свое название: понедельник - встреча, вторник - заигрыши, среда - лакомка, четверг - широкий четверг, пятница - тещины вечерки, суббота - золовкины посиделки, воскресенье - проводы. На этой же неделе было принято кататься с гор на санках. Центральными обрядовыми действиями праздника являлись встреча Масленицы и ее проводы, что, очевидно, олицетворяло конец зимы и начало весны. Встречать Масленицу выезжали за околицу села, поставив чучело в сани, торжественно возвращались и ездили по улицам с пением песен, в которых восхваляли Масленицу. В конце недели ее вывозили из деревни также с песнями и сжигали, что, по мнению крестьян, должно было способствовать богатому урожаю.

Характеризуя масленичные песни , можно отметить, что в них ее, Масленицу, ругают, высмеивают, призывают возвратиться, называют шуточными человеческими именами: Авдотьюшка, Изотьевна, Акулина Саввишна и т. д.

(прослушивание аудиозаписи «Ой, Масленая недалечка»)

Наша масленница годовая,
Она гостика дорогая,
Она пешая к нам не ходит,
Всё на комонях разъезжает,
Чтоб коники были вороные,
Чтобы слуги были молодые.

Исполнители масленичных обрядов своеобразно "заклинали солнце" и этим, по народным поверьям, вызывали его весеннее "разгорание".Традиционными стали катание "по солнцу", по кругу и устойчивый обычай печения и поеда-ния блинов, круглая форма которых была как бы символическим "знаком" солнца.

Обряды проводов масленицы сопровождались традиционными песнями. В одних - обращались с просьбами подольше не уходить:

А мы свою маслёну провожали,
Тяжко - важко да по ней вздыхали:
-А маслёна, маслёна, воротися,
До самого великого дня протянися!

В других - выражение любви к масленице сменялось проявлением радости, что её проводили:

А мы свою маслену прокатили,
В ямочку закопали,
Лежи, масленица, до налетья…
Масляница - мокрохвостка!
Поезжай домой со двора,
Отошла твоя пора!
У нас с гор потоки,
Заиграй овражки,
Выверни оглобли,
Налаживай соху!
Просмотр видеосюжета реконструкции народных обрядовых праздников

Встреча весны.

В России широко бытовал обряд встречи весны. Поздняя весна приносила голод. В начале марта взрослые пекли обрядовое печенье в виде птиц-жаворонков, а дети несли их в поле или забирались на крыши, подбрасывали их вверх и выкрикивали песни-веснянки , в которых заклинали весну прийти поскорее и прогнать холодную зиму.

(прослушивание аудиозаписи «Ой, жаворонки, жаворонушки…»

Весенние обряды исполнялись в дни главного в году Великого поста, поэтому они почти не имели праздничного игрового характера.

Главный весенний жанр - веснянки. Их, по сути, не пели, а кликали, взобравшись на пригорки, крыши. В них призывали весну и расставались с зимой.

Синицы, синицы,

Принесите по спице!

Канарейки, канарейки!

Принесите по швейке!

Четочки, чечёточки,

Принесите по щеточке!

Тогда утки дуйте в дудки, тараканы – в барабаны.

Радостно встречаемая весна должна была принести свои дары - богатый урожай, приплод скота, удачу в хозяйственных делах.

Весна, весна красивая!
Приди, весна, с радостью,
С радостью, с радостью,
С великой милостью:
Уроди лён высокий,
Рожь, овёс хороший!

Вечером, накануне вербного воскресенья и благовещенья, на берегу реки собирались женщины и девушки, зажигали костёр, который символизировал весеннее "разгоранье" и водили вокруг него хоровод.

Летние праздники – открывались широким праздником Троицы.

Яркой и поэтичной была троица - седьмое воскресенье после пасхи. Это время в народе называлось "русальной" неделей или "зелёными святками ". Этот праздник отмечал расцвет природы. Украшали крыльцо и дом зеленью, цветами, а чаще - свежими березовыми ветками. Центром праздника была берёзка, которую "завивали" и "развивали". Берёзка у русского народа олицетворяла собой весеннюю природу:

Завивайся, берёзонька,
Завивайся, кудрявая!
Мы пришли к тебе, приехали,
С вареницами, со яишницами,
С пирогами со пшеничными!

Завитую и украшенную "берёзку" срубали и носили по деревне. Если "завивали берёзки" в лесу, то к этому присоединялся обряд "кумовства": девушки попарно целовались между собой через венки и таким образом клялись друг другу в дружбе и любви, они становились "кумами".

День Ивана Купалы - кульминация земельного годичного круга - ночь на 25 июля

Купальские обряды . Крупным праздником был праздник Ивана Купалы. Для крестьянина после Ивана Купалы начиналась самая горячая пора – сенокос и жатва. Важное место занимали обряды с водой: чтобы быть здоровыми, сильными, красивыми, обливались водой, купались. В некоторых местах молодежь ходила по деревне и исполняла песню, заклинавшую жито «чистое, колосистое, ядрёное», чтобы урожай был богатым.

  • Осенние праздники

Жатва, сенокос.

В начале жатвы обязательно совершали обряды с первым снопом. Его называли именинным, с песнями переносили с поля на гумно. Во время сбора урожая пели житные песни (прослушивание аудиозаписи «Покосная песня»)

Групповая работа.

Каждая группа изучает свой фрагмент статьи учебника «Календарно-обрядовые песни» и работает по общему плану:

1.Какой праздник сопровождался исполнением данных обрядовых песен?

2.Какие обряды при этом совершались? С какой целью?

3.Выразительное чтение песен, сопровождающих данный обряд.

1-я группа . Зимние праздники –Колядки

2 группа. Масленица

3 группа. Весенние праздники.

4 группа . Летние праздники.

5 группа. Осенние праздники.

Подведение итогов урока:

Проводится беседа по вопросам.

1.Какой фольклор называется обрядовым?

2.Какие песни можно назвать календарно-обрядовыми?

3.Когда и где исполнялись колядки? Чем они отличаются от других песен?

4.Какие календарно-обрядовые песни можно назвать самыми веселыми?

5.Приходилось ли вам слышать подобные песни? Где и при каких обстоятельствах?

6.Приходилось ли самим исполнять такие песни? Расскажите об этом подробнее.

Выставление оценок за урок.

Домашнее задание. Изучить материалы учебника, подготовить ответы на вопросы.

Урок окончен, спасибо за внимание.

Используемая литература:

  1. Учебник – хрестоматия для общеобразовательных учреждений в 2 частях. Автор – составитель В.П. Полухина, В.Я.Коровина и др. – М.: Просвещение
  2. Толковый словарь русского языка: В 3 т. /Под ред. Проф. Д.Н. Ушакова – М.: Вече. Мир книги, 2001
  3. Аникин В.П., Круглов Ю.Г. Русское народное поэтическое творчество. – Л.: Просвещение, Ленингр. отделение, - 1987
  4. Серия «Эрудит». Язык и фольклор. – М.: ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2006
  5. http://pandia.ru/text/80/036/35090.php

Не дашь пирога - Мы корову за рога.
Не дашь кишку - Мы свинью за виску.
Не дашь блинка - Мы хозяина в пинка.

Фольклор - слово английское и в переводе означает «народная мудрость, народное знание».

Это былины, сказки, песни, загадки, легенды, пословицы, частушки, сотворенные, придуманные народом, его совместное творчество, передающееся из поколения в поколение.

В них отражена индивидуальность того или иного народа, благодаря им мы можем узнать, как жили наши предки, их думы и чаяния, как проводили время.

В жизни Древней Руси фольклор играл особую роль, он прочно вошел в быт, в общественную, семейную и даже личную жизнь.


Давайте определим для себя, что такое сам обряд?

Обряд - это обязательные традиционные действия, обычаи, связанные с какими-либо социальными отношениями (свадьбы, похороны, крестины и.т.д), религиозными верованиями (заговоры, гадания, задабривание богов и.т.д), трудовой деятельностью (сельское хозяйство, скотоводство, охота).
И во всех этих обрядах традиционно применялись определенная песенная, игровая составляющая.


Фольклор, тесно связанный с земледельческим календарем, с представлением древних славян о круговороте природы, правилами проведения семейных обрядов;
несущий в себе определенные каноны и религиозную направленность (задабривание языческих богов), применяющийся в обрядовых действиях и является - ОБРЯДОВЫМ ФОЛЬКЛОРОМ.

Одним словом, это те песни, присказки, заклинания, танцы, которые исполняли во время обряда.


Он тесно связан был на Руси с язычеством

Ведь когда люди совершали обряд, и использовали в нем определенные песенные формы, они верили, что эти заклинания и песни будут услышаны богами, и что у них уродится хороший урожай, будет счастливая семейная жизнь, безбедный год, здоровый скот и.т.д.

Песни, заклички, действа были обязательной составляющей любого обряда, иначе не будет достигнут, желаемый результат.

Пример

.
  • Нам хорошо известны Масленичные гуляния, мы даже пользуемся некоторыми закличками, дошедшими до наших дней, или рождественские колядки и гадания, пляски и гадания на День Ивана Купала.
  • Но существовало множество песен и заговоров, о которых мы даже и не подозреваем, сопровождающих первую борозду или первый собранный сноп, свадебные песни, крестины, поминки.
Все эти традиционные обряды включали в себя только определенные, для данного действия, прибаутки, хороводы, песни, поговорки, частушки.

После того, как появилось христианство на Руси, языческие верования постепенно потеряли свое значение и смысл, который был вложен в те или иные действия, но сама форма праздников очень даже прижилась.

 

Возможно, будет полезно почитать: